ПРЕСС-ЦЕНТР

Производители гофроупаковки в IV квартале повысят цены на продукцию - прогноз экспертов

26 сентября 2014
По данным экспертов рынка, среднегодовой темп роста производства гофрокартона и упаковки из него в период 2003-2008 составлял 108%. После падения в кризисный 2009 год объемов рынка на 2%, восстановление происходило также высокими темпами (темпы роста за 2009-2012 также составил 108%). Растущий быстрыми темпами рынок с относительно низкими барьерами входа в течение долгого времени был привлекательным для инвестиций. Поэтому в отрасль вкладывались средства, и это были как инвестиции существующих участников рынка, но также и большого количества новых игроков «извне».

Это и предопределило развитие мощностей, опережающее рост рынка. Избыточное предложение способствовало образованию «рынка покупателей», давлению со стороны потребителей на поставщиков упаковки и усилению ценовой конкуренции. Дополнительным фактором, усилившим давление на рынок, стало резкое замедление в 2013 году темпов роста гофропроизводства до 103%. Оценочно в 2013 году объем рынка достиг 4,65 млрд кв. м.

Из материалов Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) следует, что средняя цена на упаковку из картона остается практически неизменной с февраля 2012 года (колебания составляли около 3 п.п. в обе стороны). По данным производителя ОАО "Архбум", начиная с конца 2011 года – начала 2012 года цены начали свое снижение. За 2012 год снижение составило примерно 6%, за 2013 год – еще 3,5%. При этом цена на различные виды тарных картонов (основное сырье для производства гофроупаковки, доля которого в себестоимости составляет порядка 80% - ИФ) ощутимо выросла в сопоставимом периоде.

По данным РАО "Бумпром", цена тонны целлюлозных картонов увеличилась на 16%, бумаги для гофрирования – на 21%, макулатурного картона и бумаги на 23 и 30% соответственно. При таком росте стоимости сырья, при прочих равных, расчетная валовая маржа среднестатистической компании должна снизиться с 22-25% в начале 2012 года до 16-18% в середине 2014 года. С учетом роста прочих затрат расчетные значения маржинальной доходности должны находиться в диапазоне 15-17%. По оценкам производителей, для экономически целесообразного функционирования этого бизнеса расчетный порог валовой маржи должен составлять не менее 23%.

Таким образом, производители гофроупаковки находятся сейчас в положении, когда им хватает средств на поддержание текущей деятельности, оборота (но и это не всем), и совершенно не идет речь о поддержании оборудования в надлежащем техническом состоянии, тем более ни о каких модернизациях и развитии. "Единственным выходом для гофропроизводителя остается повышение внутренней эффективности своего бизнеса", - сказал "Интерфаксу" исполнительный директор ОАО "Архбум" А.Дьяченко, добавив, что внутренние резервы по снижению затрат исчерпаны, цены на сырье растут, и производители не видят иного выхода, кроме как поднимать цены на свою продукцию.

www.bumprom.ru