«Единственный шанс для отечественных предприятий – повышение рентабельности работы»
19 декабря 2014
Являясь крупнейшей ассоциацией целлюлозно-бумажной промышленности России, сегодня мы должны подвести итоги уходящего года и сделать некоторый прогноз на следующий период. Однако это – непростая задача.
Совсем недавно – в начале декабря, во время конференции Адама Смита в Вене, мы обменивались мнениями с коллегами по вопросам состояния и перспектив российской целлюлозно-бумажной промышленности. Полный текст доклада доступен по ссылке, а вкратце можно сказать следующее:
На первый взгляд, увеличение объёмов производства целлюлозно-бумажной продукции в текущем году может порадовать. Рост варки целлюлозы составит 3,5%, производство товарной целлюлозы вырастет на 7,9%, бумаги – на 4,7%, картона – на 1,5%. Но если внимательно изучить причины, мы увидим, что такие показатели – это фактически результат работы нескольких предприятий, и в первую очередь – ОАО «Кондопога», нарастившего объём производства целлюлозы и бумаги в сравнении с провальным для себя 2013 годом, и филиала ОАО «Группа «ИЛИМ» в Братске, который в текущем году стал флагманом по производству товарной целлюлозы и практически вышел на плановые мощности в 80 тыс.тонн в месяц по проекту «Большой Братск». Заработали в полную силу новые бумагоделательные машины по выпуску тарного картона на «Каменской бумажной фабрике», в компании «Маяк», запущена сушильная машина по товарной целлюлозе в ОАО «Монди Сыкывкарский ЛПК», и это тоже хорошие новости.
Но есть и негативные процессы. На глазах сокращается производство типографской, офсетной, писчей и тетрадной бумаги. Снижается выпуск газетной бумаги (на всех предприятиях, кроме ОАО «Кондопога»). Но главная проблема, стоящая сегодня перед российской целлюлозно-бумажной промышленностью – снижение рентабельности производства большинства видов бумажно-картонной продукции.
Только несколько предприятий в стране успели за пять лет между кризисами 2008 и 2014 годов обновить свои производственные фонды и снизить издержки при производстве продукции. Как правило, эти компании имеют доступ к западным капиталам. Остальные отечественные предприятия стоят сегодня перед непростым выбором. В течение всего года росла стоимость производственных затрат энергоресурсов, транспортные расходы, повышалась заработная плата персонала, а рынок не мог позволить поднять отпускные цены на свою продукцию. В итоге получилось так, что в течение этого года, на фоне стагнирующего производства и стабильных цен, предприятия фактически «проедали» свой собственный капитал. И если компании среднего звена ещё работают на грани нулевой рентабельности, то небольшие фабрики и производства сегодня уже пересекли эту черту. В уходящем году мы наблюдаем рост числа закрывающихся предприятий. Неоднократно происходили длительные вынужденные остановы на Селенгинском ЦКК, ежегодно на два месяца останавливается Неманский ЦБК, инициирована процедура финансового оздоровления на Сокольском ЦБК и в компании «Полиграфкартон». С 2013 года по финансовым и экономическим причинам прекращена производственная деятельность Соломбальского ЦБК, в ноябре текущего года на нем введена процедура внешнего управления с последующим принятием решения о банкротстве предприятия.
Какой выход видится из этой ситуации? Мы на протяжении всего 2014 года обсуждали и с представителями промышленности, и с крупными потребителями целлюлозно-бумажной продукции, и финансовыми группами неизбежность роста цен на основные виды продуктов отрасли. Сейчас, когда годовая инфляция превысила 10%, рубль подешевел в 2 раза, а доступ к кредитным ресурсам закрыт, иного выхода не остается.
Многие крупные холдинги уже вынуждены начать процесс увеличения отпускных цен на свою продукцию. Официально объявили о росте цены на внутреннем рынке «Архангельский ЦБК», другие крупные производители целлюлозных тарных картонов. Компании, выпускающие макулатурные картоны и бумаги для гофроупаковки также объявили о повышении цен для своих клиентов с 01 января 2015 года. И, разумеется, этот рост по цепочке будет продолжен и производителями гофроупаковки. Скорее всего, в I квартале 2015 года все российские потребители бумажно-картонной продукции столкнутся с ростом цены на 15-20% от нынешнего.
Кроме того, в наступающем году мы столкнемся еще с одним критическим фактором. В связи с прогнозируемым продолжением роста инфляции, резким падением покупательской способности населения, невозможностью для производителей вовремя расплачиваться с поставщиками (в том числе, из-за отсутствия кредитования со стороны банков), рынки тарных картонов и гофроупаковки будут стагнировать.
Эти причины приведут к тому, что неплатежи пройдут по всей цепочке, от магазинной полки до поставщиков товаров и производителей бумажно-картонной продукции. Именно платежеспособность станет важнейшим фактором, определяющим объемы продаж на внутреннем рынке в 2015 году.
Сегодня все зависит от самих производителей, от их способности переломить негативную ситуацию и сделать свою работу рентабельной, а упаковку для потребителей – надежной.
www.bumprom.ru