ПРЕСС-ЦЕНТР

Государственная Дума приняла закон об учете заготовленной древесины

23 декабря 2013

Закон подготовлен совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Федерального агентства лесного хозяйства. При подготовке законопроекта большая работа была проведена аппаратом Правительства и Администрацией Президента Российской Федерации. Несколько лет над текстом закона трудились десятки специалистов лесного комплекса, юристов и экологов.

Закон вводит в Лесной кодекс ряд принципиально новых положений, посвященных учету и маркировке древесины, ее транспортировке, декларирование сделок с круглыми лесоматериалами, а также информационной системе учета заготовленной древесины и сделок с ней.

Принятие закона призвано решить проблему с нелегальной заготовкой, ликвидировать серые схемы реализации сырья, навести порядок в учете древесины не только при заготовке, но и на рынке лесной продукции.

Накануне директор департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Александр Мариев заявил газете "Лесные вести": "Если нам в России удастся реализовать на практике систему учета движения древесины, то это станет ключевым моментом для всего лесного комплекса страны. Как только появляется учет древесины, так сразу же возникает экономика лесного хозяйства".

Согласно закону, учет древесины будет осуществляться лесозаготовителями и работниками лесничеств, а маркировать древесину должны будут сами лесоэкспортеры.

Любая перевозка древесины будет осуществляться исключительно с сопроводительным документом. Для приобретения партии древесины надо будет подать декларацию в установленном законом порядке через Интернет и через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Не разделяют оптимизма разработчиков в российском Гринпис. По мнению специалистов Лесной программы этой организации, принятие закона, скорее всего, гораздо сильнее скажется на жизнеспособности законного лесного бизнеса, чем незаконного. Любой законопослушный лесопользователь и перевозчик древесины будет вынужден исполнять все новые формальности в точности - это значит, что у него значительно вырастут затраты на поддержание бумагооборота и отчетности, и значительно снизится оперативность принятия хозяйственных решений; кроме того, он будет гораздо более уязвим для слишком ретивых или злонамеренных представителей контролирующих инстанций.

При этом "черные лесорубы", скорее всего, сильно не пострадают: на охране самого леса принятие этих поправок никак не скажется (или скажется отрицательно, за счет того, что еще больше сил работников леса будет уходить на бумажную работу), а для переработки на крупных предприятиях или экспорта "ворлес" и сейчас требуется тем или иным способом легализовать (при нынешнем лесном законодательстве это делается достаточно легко). Большинство существующих способов легализации "ворлеса" при принятии этих поправок сохранится.

www.bumprom.ru