Конференция "НКПак": о ситуации на российском рынке картонной и гофрокартонной упаковки - ПЦБК в Перми

Конференция "НКПак": о ситуации на российском рынке картонной и гофрокартонной упаковки

23
03/16

Под таким общим названием в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялась конференция производителей картонной упаковки, организованная Национальной конфедерацией упаковщиков «НКПак».

Модераторами конференции выступили Александр Бойко – председатель Подкомитета ТПП по развитию упаковочной индустрии и одновременно генеральный директор «НКПак», и Владимир Чуйков – президент «НКПак», председатель совета директоров Группы предприятий «Готэк».

На конференции было представлено два доклада. Это, пожалуй, меньше, чем обычно на мероприятиях, проводимых «НКПак» в Торгово-промышленной палате, а вот участников было больше. Поэтому и дискуссии, которые состоялись по итогам докладов, оказались куда более острыми.

О текущей ситуации на рынке гофропродукции и с прогнозом на 2016 год выступил Юрий Алпеев, член экспертного совета «НКПак».

Несмотря на общее тяжелое состояние экономики и снижение товарооборота розничной торговли, значительного падения объемов производства в отрасли удалось избежать. Совокупное производство гофропродукции в РФ по итогам 2015 изменилось следующим образом: производство ящиков и коробов из гофрокартона увеличилось на 1,3% по сравнению с 2014 годом, производство товарного гофрокартона сократилось на 4,2%.

Сохранить относительную стабильность удалось за счет возникшего импортозамещения в отраслях, попавших под санкции (производство овощей, мяса, молока) и за счет обесценивания рубля. При этом цена на гофроящики и короба из картона по сравнению с 2014 годом выросла на 29% и составила 20 руб./м2 (здесь и далее цены без учета НДС).

Но общая относительно благостная статистическая картина оказывается вблизи не такой радужной. Как следовало из доклада, 2/3 объема всей гофропродукции обеспечивают Центральный и Приволжский Федеральные округа, есть прирост производства и в ряде других областей, но во многих других – спад (Архангельская, Новогородская, Астраханская области).

Юрий Алпеев обратил внимание собравшихся на следующий факт: впервые на рынке произошло значительное расслоение цен между производителями. Разница в цене продукции между интегрированными макулатурными производителями и неинтегрированными компаниями доходит до 5 руб. за м2, чего раньше никогда не было.

Но с экономической точки зрения, о чем неустанно говорят в «НКПак», значение имеют не только объемы производства, но и уровень маржинальной доходности, являющийся одним из ключевых показателей экономической эффективности бизнеса.

В «НКПак» вывели усредненные показатели доходности за 2015 год по интегрированным и неинтегрированным компаниям и выяснили следующее. В первом случае отпускные цены на гофропродукцию составляют в среднем 21 руб./м2, а уровень доходности в среднем выше четырех рублей на тот же метр квадратный. Во втором случае средняя цена составляет 18 руб./м2, а доходность не превышает 3 руб./м2.

Но хуже всего даже не столько не очень высокая доходность и тем более не разница в ценах между группами производителей. Вопрос, который ставят перед своими членами и участниками рынка в конфедерации упаковщиков, заключается в следующем: достаточно ли этого уровня доходности, чтобы обеспечить развитие отрасли. Ответ, к сожалению, отрицательный.

Как отметил Юрий Алпеев, доходность отрасли по-прежнему находится ниже оптимального предела, который, по его словам, должен находиться на уровне 0,074 евро/м2.

По словам докладчика, для большинства производителей гофротары уже приближаются сроки амортизации оборудования, и стареющая техника будет требовать немалых валютных капиталовложений.

Затем был озвучен прогноз по рынку гофроупаковки на 2016 год. Инфляция, дальнейшее падение покупательной способности населения, снижение ВВП – все эти факторы будут давить на производителей упаковки. В «НКПак» ожидают, что в 2016 году сокращение производства гофроящиков составит 0,4-2,5% к уровню прошлого года, производство товарного гофрокартона – в диапазоне 2-4%. В натуральном выражении производство гофроящиков и коробок из гофрокартона ожидается в диапазоне 4 386 - 4 463 млн. м2, а производство товарного гофрокартона – в диапазоне 903 – 922 млн. м2. Все это приведет к дальнейшему ценовому расслоению на рынке гофропродукции, что в свою очередь еще больше усилит давление на производителей. Поэтому следует ожидать сокращения доли неинтегрированных компаний, в первую очередь за счет установки производителями гофропродукции новых бумагоделательных машин.

Поскольку рынок гофороупаковки и тарных картонов тесно связан с переработкой макулатуры и производством макулатурных тарных картонов, в докладе отдельно коснулись ситуации на этом рынке.

В 2015 году дефицит макулатуры явился ключевым фактором роста цен на нее. При этом значительное дестабилизирующее влияние на этот рынок, по мнению «НКПак», оказал введенный в декабре 2015 года кратковременный (на четыре месяца) запрет на ее экспорт.

С таким мнением сразу же и категорически не согласились представители «Лиги переработчиков макулатуры», которые регулярно принимают участие в конференциях упаковщиков. «Уникальным антикризисным решением» назвал этот запрет Денис Кондратьев, член правления «Лиги». Это решение, отметил он, направлено против спекулятивного роста на сырье и финансовых махинаций с использованием схем возврата налога на НДС при экспорте макулатуры.

Собственно, мнение членов «Лиги переработчиков макулатуры» довел до собравшихся в своем докладе Максим Новиков, исполнительный директор этой организации.

Начнем с того, что «Лига» объединяет 75% участников отрасли в шести федеральных округах, и сегодня эта организация предпринимает ряд шагов для защиты своих интересов. И продление запрета на экспорт макулатуры – как раз один из таких тактических шагов. Причем эта мера, подчеркивают в «Лиге», лишь частично является протекционистской. «Государство приняло такое решение с нашей подачи, – рассказал Unipack.Ru Денис Кондратьев, – для того, чтобы прекратить хищения на этом рынке. За счет схемы с возвратом НДС государство выплачивало каждый год больше, нежели получало. Потому что чем выше стоимость макулатуры, тем больше НДС. Поэтому для компаний, занимающихся экспортом макулатуры, интерес представляет только одно – взвинчивание цен на нее. А мы хотим, наоборот, снизить цену на сырье».

Специалисты «Лиги» прогнозируют, что в случае сохраняющегося запрета на экспорт цена на макулатуру за счет рыночных механизмов должна установиться на уровне 7000 руб./м2 (по данным РАО «Бумпром», в декабре 2015 года стоимость макулатуры марки МС-5Б составляла 10320 руб.). Более того, авторы доклада вводят понятие «справедливой цены», ссылаясь на европейский опыт и соответствующие механизмы регулирования цен, и предлагают коллегам попробовать реализовать аналогичный подход и в России.

Здесь разгорелась уже нешуточная дискуссия между «макулатурщиками» и «упаковщиками». Окажет ли продление запрета на экспорт положительное влияние на рынок и цены, возможно ли вообще добиться «справедливой цены» для разных производителей, удастся ли при этом соблюсти интересы всех цивилизованных участников рынка – на эти вопросы пока нет однозначных ответов.

Если же говорить о стратегических целях «Лиги переработчиков макулатуры», то основной задачей они считают отмену НДС и НДФЛ при сборе и переработке макулатуры. Ведь не секрет, что в России из 8 млн. м2 пригодной для переработки макулатуры собирается лишь относительно небольшая часть. Указанные же меры могут кардинально простимулировать отрасль.

Стоит отметить, что и «Национальная конфедерация упаковщиков», и «Лига переработчиков макулатуры» однозначно демонстрируют стремление к созданию более открытого и прозрачного рынка, где бы работали единые и понятные принципы и механизмы ценообразования.

Подводя итоги конференции, Владимир Чуйков предложил следующее: организовать более узкую встречу двух отраслевых организаций, с целью, как он метко выразился, «провести инвентаризацию интересов». Совместные усилия, безусловно, должны помочь упаковочной отрасли преодолеть разобщенность и стагнацию.

Автор: Ламакин Матвей, Корреспондент Unipack.Ru